Главная   Публикации    Достижения    Доска объявлений  Гостевая 

Зб. наук. статей „Актуальні проблеми та перспективи розвитку фінансово-кредитної системи України».–Харків: Фінарт, 2002.-с. 432-433  

УДК 371.3

Организация учебного процесса в дистанционном образовании с учетом индивидуализации обучения

Рыбалко Е.В., Твердохлебова Н.Е.

Проблемная лаборатория дистанционного обучения

Национальный технический университет «ХПИ»

В настоящее время психологи и педагоги все чаще обращают внимание на необходимость учета индивидуальных познавательных стилей (ИПС) в обучении, в частности когнитивных (индивидуально-своеобразных способах переработки информации). Индивидуализация и дифференциация обучения – одна из основных методических целей дистанционного образования (ДО). Одной из главных задач ДО является выявление, учет и развитие индивидуально-типологических особенностей личности (способностей, склонностей, особенностей интеллектуальной деятельности). При таком подходе индивидуализация обучения рассматривается как цель, а дифференциация – средство достижения цели (В.М. Монахов, М.Н. Скаткин, В.А. Орлов, И. Унт и др.).

Так, в зависимости от силы, слабости, подвижности и некоторых других особенностей нервной системы конкретного обучающегося, доминирования у него того или иного вида памяти и т.д., необходимы разные формы и объемы представления учебного материала и контрольных вопросов, соответствующие паузы в ходе освоения учебного материала. Например, для студентов, характеризующихся сильной по возбуждению нервной системой, желательна более выразительная палитра цветов на мониторе и специально организованная звуковая стимуляция в форме шума, напоминающего шум водопада. Для тех, кто характеризуется доминированием моторной памяти, необходимо предусмотреть возможность и необходимость ставить метки в узловых точках осваиваемого материала, подчеркивать особо важные для понимания фрагменты текста и т.д.

При организации учебного процесса в дистанционном обучении предлагается использовать системный комплексный подход, включающий следующие этапы:

1. Анализ социального заказа и формирование требований к подготовке студента для специалиста соответствующего профиля. Выходным продуктом являются дескриптивные модели предполагаемых результатов обучения и учебного плана с учетом фактора востребованности на рынке труда.

2.  Построение учебной программы курса исходя из учебного плана с применением логико-структурного подхода и блочно-модульного обучения. Выходным продуктом может быть логико-структурная схема образовательного цикла по предмету с оптимальной последовательностью прохождения блоков и модулей, связями между модулями и блоками.

3. Построение организационно-методической схемы курса с применением блочно-модульного подхода, рейтинговой системы контроля и с учетом материально-педагогических условий и средств реализации учебного процесса. Выходным продуктом является организационная карта (план) курса для каждой учебной группы, включающая график занятий с указанием наименований блоков (разделов) и модулей, вида занятия (теоретический материал, выполнение практических заданий, самостоятельная работа или форум), точек контроля в рейтинговой системе.

4. Разработка организационно-методических материалов для поддержки учебной деятельности обучаемых с применением блочно-модульной, проблемной моделей обучения и рейтинговой системы контроля. Выходным продуктом являются комплекты учебных карт блоков, отражающих цели, содержание и контроль обучения на уровне модулей и блоков, и учебных текстов.

5. Построение материально-педагогической базы учебного процесса в дистанционном обучении с использованием учебной техники и современных информационных технологий. Выходным продуктом является организационно-структурная схема учебного компьютерного центра современных информационных технологий, включающая структуру и технические характеристики учебных классов, перечень необходимого программного обеспечения по всем блокам и модулям курса с указанием настроек и приемов их проверки, журналы замечаний по обслуживанию классов и учету самостоятельной работы студентов.

6. Построение системы оценки качества педагогической деятельности на основе оценки качества преподавания студентам по доступным им параметрам. Выходным результатом является карта оценки качества учебной деятельности, включающая параметры оценки деятельности тьютора в учебном процессе.

Предлагаемая методика организации учебного процесса способствует активизации и интенсификации учебной работы; позволяет индивидуализировать работу со студентами, обеспечить учащегося наиболее подходящей индивидуально спланированной стратегией обучения, как на уровне модулей знаний, так и на уровне заданий в текущей теме, дозировать помощь, изменить формы общения с обучаемыми; создает оптимальные условия для осуществления качественной учебной деятельности в дистанционном обучении.

 
Литература
1. Гринчук С.Н., Максимов С.И., Троян Г.М. Логико-структурный подход к проетированию образовательного цикла. - Высшая школа, №3, 2001. - С. 31-36.
2. Троян Г.М. Вариант структуры и содержания повышения квалификации преподавателей высшей школы в области Интернет-технологий. В сб. тезисов докладов семинара (2 ноября 2000 г., г. Москва) «Интернет-технологии в открытом образовании». — М.: Издательство МЭСИ, 2000. - 152 с., С.117-124.
 
   
 

E-mail: natatv@kpi.kharkov.ua ©

Использование данной информации допускается только со ссылкой на источник и с разрешения автора

Hosted by uCoz