Главная   Публикации    Достижения    Доска объявлений  Гостевая 

Актуальні проблеми та перспективи розвитку фінансово-кредитної системи України: Збірник наукових статей . - Харків: Основа, 2001.-С.309-310.

Дистанционное обучение в бизнес-образовании

Рыбалко Е.В.,Твердохлебова Н.Е.

В период информационного взрыва, когда выпускники не успевают доучиться, а информация уже устарела, идет активное развитие новой образовательной технологии - дистанционного обучения. Эта технология позволяет получить качественные знания вне зависимости от места проживания и работы, социальной принадлежности и других факторов.

В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования. Студент действительно должен стать центральной фигурой учебного процесса, а процесс обучения должен превратиться в процесс познания, поэтому обучение предпринимателей ставит перед собой задачи по воспитанию специалистов, способных:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

  • самостоятельно критически мыслить,

  • уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути их рационального решения, используя современные технологии;

  • четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности;

  • быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Одним из основных направлений развития дистанционного обучения на Западе является подготовка специалистов-предпринимателей. Этот вопрос актуален и для Украины. На данном этапе не все потенциальные студенты-предприниматели имеют возможность, средства и необходимость в получении образования - академического (4-6 лет) и второго (2-3 года).

Часть взрослого населения и молодежи, особенно те, кто начинает свой бизнес или работает в действующих комерческих структурах, имеют необходимость приобрести новые навыки и умения, не покидая рабочего места, чтобы стать конкурентноспособными как в предпринимательстве, так и на рынке труда. Эта категория населения Украины не планирует долгосрочного обучения. Также не планируют длительного обучения часть действующих предпринимателей, которым необходимы вполне конкретные точные знания, особенно с практическими приложениями. В связи с этим намечается несколько потенциальных групп, которых не устраивает действующая академическая система образования. Этим группам группам необходим не столько диплом, сколько практические знания и навыки. В этом случае возможность решения проблемы лежит в развивающейся на данном этапе системе дистанционного обучения, которая предполагает получение знаний за короткий срок, что вполне устраивает данную группу населения, постоянное обновление и модификацию информации и практические навыки.

Система дистанционного образования может состоять из следующих компонентов:

  • Дистанционный курс должен быть краткосрочным, его термин может составлять 2-4 месяца.

  • Теоретические знания должны быть систематизированы, обязательно обновляться и иметь практическое применение.

  • Курс должен включать практические задания для отработки полученных знаний.

Таким образом, навыки, получаемые студентами в результате такого дистанционного обучения будут:

  • самыми современными из-за присутствия практической структуры поддержки бизнеса;

  • грамотно разработанными в части теоретических знаний и правильно преподнесенными в качестве педагогического аспекта при наличии академической структуры, в роли которой могут выступать высшие и среднеспециальные учебные заведения.

Для создания всеукраинской системы подготовки предпринимателей необходимы усилия многих университетов и специалистов. Большой опыт в этом направлении накоплен в Национальном Техническом Университете "Харьковский политехнический институт". В университете на протяжении многих лет работает внутривузовская система повышения квалификации по использованию информационных технологий в учебном процессе. С появлением в 1997 году Проблемной лаборатории дистанционного обучения (ПЛДО) эта система повышения квалификации стала носить межвузовский характер, т.к. появилась возможность работать со специалистами украинских учебных заведений. В эту систему входит техническое обеспечение (НТУ "ХПИ" - крупнейший образовательный Интернет центр в Украине), методическое обеспечение (разработаны учебные программы, подготовлены учебные пособия для преподавателей, учебные материалы размещены на сайте университета) и организационное обеспечение (списки рассылки, семинары, мастерские, конференции, дистанционные занятия).

В настоящее время можно выделить три типа дистанционных курсов:

  1. Размещение текстов курса в Интернет и обеспечение поддержки (ответы на возникающие вопросы);

  2. Расширенная модель, в которой 50% составляет самостоятельная работа студента и 50 % - выполнение упражнений и участие в дискуссиях;

  3. Интерактивная модель, которая предполагает динамическое содержание с учетом потребностей студентов и совместную деятельность.

Наилучшим вариантом является именно третий вариант, где обучение совмещается с самостоятельной деятельностью и выполнением обучающих упражнений, что наиболее важно для того контингента населения, который заинтересован в эффективном обучении.

Дистанционное обучение, которое обслуживает категорию слушателей по бизнес-образованию позволяет получить наиболее содержательную профессиональную подготовку. Именно поэтому, переход к рыночным условия предполагает, чтобы система переподготовки предпринимательских кадров базировалась на таких рыночных принципах: качество, экономичность, мобильность, конкурентноспособность, свобода выбора, открытость, возможность творчества и самосовершенствования. Реализация этих принципов возможна с помощью дистанционного обучения.

 

E-mail: natatv@kpi.kharkov.ua ©

Использование данной информации допускается только со ссылкой на источник и с разрешения автора

Hosted by uCoz