Главная   Публикации    Достижения    Доска объявлений  Гостевая 

Матеріали міжнародної наук.-практ. конф. „Наука і соціальні проблеми суспільства: людина, техніка, технологія, довкілля”.- Харків: НТУ “ХПІ”, 2001.- с.178-181.

Оценка влияния эмоционального фактора на результаты  дистанционного обучения

Н.Е. Твердохлебова, Харьков, Украина

The article contains the information about an emotional factor influence on distant learning results. A system of transferring knowledge in the distant learning should be oriented on learners' active independent work. Emotional memory in this case serves as a motivation kernel, an activity support.

На современном этапе развития информационного общества при подборе источников знаний и способов познания учитываются все стороны деятельности: практическая, исследовательская, экспериментальная, теоретическая и инновационная.

Обучение осуществляется в деятельности, общие закономерности процесса усвоения знаний имеют специфическое проявление в разных видах деятельности.

Основной смысл обучения – настроить ученика на активное, умелое, постоянное использование возможностей обучения в удобной для него форме. Концепция дистанционного обучения делает эту проблему более разрешимой. Информационные технологии сами по себе не влияют на эффективность образования. Они предоставляют средства, которые, будучи наполнены подготовленным содержанием, ведут к усовершенствованию учебного процесса, причем, в основном, благодаря возможности представления информации системно, расширенно, вариативно. Эти средства можно приносить в средние школы без использования ПЭВМ,  однако, учитывая их возможности, например, гиперссылки, навигацию на деятельность и др. Итак, условиями эффективности обучения является информационная среда и обстоятельства этого обучения.

Одним из основных элементов познавательной деятельности является мышление. Оно включает структурные компоненты, традиционные для практической деятельности: мотивацию, саму деятельность, действия и операции. Чтобы зафиксировать в сознании обучающий образ, следует обеспечить активную содержательную, конструктивную мыслительную деятельность. Этого можно достигнуть с помощью средств информационных технологий: текста, анимации, звука и т.д. с условием, что система передачи знаний не будет односторонней. Она должна быть ориентирована на активную деятельность обучаемых, способствуя появлению положительных эмоций – тогда поддерживается мотивация обучаемого и преподавателя, а объем и прочность  полученных знаний достигает максимального уровня. Рост количества стимулов для проявления различных эмоций увеличивает эффективность обучения.

Эмоциональная память, несомненно, играет важную роль при усвоении информации в процессе традиционного и дистанционного обучения. Она обладает своими отличительными чертами, главными из которых является быстрота ее формирования, особая прочность и непроизвольность восприятия.

В традиционном обучении знание существует независимо от преподавателя. Оно наличествует отдельно, в виде какой – либо сохраняющей системы, такой, как книга, например. Зачастую, информация из книжных источников не сопровождается яркими, запоминающимися примерами. Таким образом, существует сложность в сохранении информации учащимися – отсутствуют эмоциональные впечатления при получении знаний и, как следствие, низкий уровень знаний. Обычное классное помещение является средой с широким спектром возможностей. Класс может быть использован для передачи такого количества информации, которое должно вызвать у обучаемых комплекс эмоций, способствующих усвоению этой информации. На самом деле, в процессе обучения опора делается, в основном, на вербальные формы. Преподавателю необходимо помнить, что слово, несущее информацию, является важнейшим элементом в процессе обучения и воздействует лишь тогда, когда несет в себе уверенность и наполнено эмоциями учащегося.  Слово – самое сильное воздействие, но оно должно быть оформлено. Существуют средства словесной активизации эмоций: проблемные вопросы, поиск идеи «снятия» возникающих разногласий, выдвижение новых идей, определение закономерностей и их обоснование, принятие решений и разработка схемы действий, составление плана и поиск способа решения задач, проверка истинности полученного результата и др. Задача преподавателя - создать в аудитории (и не только в ней) такой эмоциональный климат, который стимулировал бы операциональную напряженность, т.е. создать оптимальные взаимоотношения, наилучшие для развития мотивации обучаемых.

Поскольку взаимодействие элементов процесса обучения является деятельностью определенного вида, а в современных условиях информационного общества появляется необходимость формирования творческой личности, вся система обучения принимает проблемно – деятельностный характер. Дистанционное обучение имеет некоторые аспекты, которых нет в традиционном обучении. Одним из них является то, что обучаемый организует и формирует свою деятельность самостоятельно, не имея образца (и, желательно, не подражая предлагаемому), и обращается к тьютору в  случае необходимости, когда нуждается в помощи. При достижении успеха в самостоятельной деятельности человек переживает сильный всплеск эмоций – это результат усилий, присвоенная деятельность, которая дает удовлетворение.

По каким причинам падает уровень усвоения знаний в традиционном обучении? Школьные педагоги сосредоточивают внимание на методах преподавания, упуская из виду деятельностный подход и эмоциональный фактор при постановке мотивации к обучению. При разработке учебных программ используются чисто формально новые технологии и методики преподавания, а показатели усвоения остаются на низком уровне. А ведь определенный, умеренный уровень эмоционального напряжения, сопутствующего вводу информации при выполнении определенного вида деятельности, оказывается благоприятным для присвоения. Это позволяет сделать вывод о существовании оптимального уровня эмоционального напряжения, который характеризуется умеренной активацией ЦНС. Положительные эмоции, связанные с повышением интереса к изучаемому материалу в процессе деятельности с ростом мотивации повышают способность к его сохранению и воспроизведению.

Взаимодействие обучаемого с преподавателем имеет определенные особенности. Обучение и практика призваны постоянно изменять способности учащегося в обработке информации и проверять наличие таких изменений. В популярных телепрограммах (возьмем, хотя бы, новости) видны серьезные лица ведущих. Сколько времени и усилий затрачивается на подготовку выпуска последних известий, однако никто из ведущих не думает о том, вспомнят ли о рассказанном ими на следующий день, и возымеют ли их слова какое-то действие. Обучающий процесс отличается от обычной информации: преподаватель должен убедиться в том, что мотивация сохранена, и у обучаемого наблюдается продолженный интерес к обучению. Как было сказано выше, создание атмосферы эмоционального подъема в активной познавательной деятельности человека обеспечивает усвоение  нового материала, способствует выработке личностной информации. Это обстоятельство необходимо использовать с целью нацеливания обучаемого на дальнейшую учебную деятельность.

Образовательный процесс в традиционном и дистанционном обучении должен предусматривать наличие обратной связи. Преподаватель должен убедиться в том, что обучаемый приобрел навыки выполнения заданий. Если обратная связь положительная, значит можно с уверенностью говорить, что при усвоении информации присутствовали эмоции интереса, и правильное управление подтверждает нормальную работу после достижения поставленных целей. Но если обратная связь отрицательная и существуют различия между результатами работы учащегося и поставленными преподавателем задачами, значит, во время занятий не были использованы возможности для воздействия на эмоциональную память, а подсистема контроля получает сигнал изменить направление работы. 

В условиях сильных положительных эмоций, даже на фоне выраженного утомления, наблюдается рост кратковременной и оперативной памяти. То, что плохо помнится, имеет тенденцию репродуцироваться в виде зрительных образов. Преимущественно это образы эмоциональных впечатлений. Если нет воздействия со стороны воли и мышления, т.е. сознательного старания, то образы следуют не в хронологическом порядке, а в каком-то ином (эмоциональной значимости бывших впечатлений). Легче и ярче всего появляются зрительные образы эмоционально сильных или блестящих красочных впечатлений.

Роль эмоциональной памяти состоит в том, что в любом процессе обучения условием эффективности служит мотивация к деятельности, причем вид деятельности обеспечивает специальная мотивация. Навигация тоже способствует мотивации, т.к. она управляет определенным видом деятельности, а удовлетворение от успешного результата фиксирует эмоциональная память, что дает возможность ей работать в будущем.

Новая парадигма, в том числе и дистанционное обучение, рассматривает обучение как формирование готовности к деятельности, то есть восприятие – усвоение – присвоение – выработка личностной информации, направленной на деятельность. Вопрос о характере влияний положительных и отрицательных эмоций на эти процессы имеет большое практическое значение для педагогической практики в традиционном и дистанционном обучении. Эмоциональная память в этом случае – база данных, ядро мотивации, поддержка в деятельности. Эмоции должны побуждать к деятельности.  При этом возможность воздействия через эмоциональную сферу используется на всех этапах обучения.

 Чтобы охватить весь спектр обучения, образованию необходимо максимально внедрять в новые информационные технологии такую систему передачи учебной информации, которая будет обеспечивать активную деятельность, являясь полностью дуплексной (двусторонней) и обладая широким диапазоном воспроизведения и преобразователями, позволяющими переживать эмоциональный подъем при усвоении высокоточных знаний. Такая сеть должна объединять в деятельности мотивацию, преподавание, обучение, необходимую сумму информации и правила постановки задания с целью не только формирования навыков деятельности, но и личностных инструментов ее, которые могли бы быть перенесены в аналогичные, и не только, реальные ситуации.      

 

Список литературы: 1. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М., Наука, 1980. 2. Блонский П.П. Память и мышление / Избранные  педагогические и психологические сочинения. Т. 2 . 3. Марищук В.Л., Марищук М.Л., Хилова Г.Н. Память и эмоции / Психологические механизмы памяти и ее закономерности в процессе обучения. Харьков, 1970. 4. Тиффин Д., Раджасингам Л. Что такое виртуальное обучение. М., Информатика и образование, 1999. 5. Дистанційне навчання: умови застосування. Дистанційний курс за редакцією В.М.Кухаренко, Харків НТУ “ХПІ” 2001.  

 

E-mail: natatv@kpi.kharkov.ua ©

Использование данной информации допускается только со ссылкой на источник и с разрешения автора

Hosted by uCoz