В период
информационного взрыва, когда выпускники
не успевают доучиться, а информация уже
устарела, идет активное развитие новой
образовательной технологии -
дистанционного обучения. Эта технология
позволяет получить качественные знания
вне зависимости от места проживания и
работы, социальной принадлежности и
других факторов.
В настоящее время
практически все развитые страны мира
осознали необходимость реформирования
своих систем образования. Студент
действительно должен стать центральной
фигурой учебного процесса, а процесс
обучения должен превратиться в процесс
познания, поэтому обучение
предпринимателей ставит перед собой
задачи по воспитанию специалистов,
способных:
-
гибко
адаптироваться в меняющихся жизненных
ситуациях, самостоятельно приобретая
необходимые знания, умело применяя их на
практике для решения разнообразных
возникающих проблем, чтобы на
протяжении всей жизни иметь возможность
найти в ней свое место;
-
самостоятельно
критически мыслить,
-
уметь увидеть
возникающие в реальной
действительности проблемы и искать пути
их рационального решения, используя
современные технологии;
-
четко
осознавать где и каким образом
приобретаемые ими знания могут быть
применены в окружающей их
действительности;
-
быть способными
генерировать новые идеи, творчески
мыслить;
-
грамотно
работать с информацией (уметь собирать
необходимые для решения определенной
проблемы факты, анализировать их,
выдвигать гипотезы решения проблем,
делать необходимые обобщения,
сопоставления с аналогичными или
альтернативными вариантами решения,
устанавливать статистические
закономерности, делать
аргументированные выводы, применять
полученные выводы для выявления и
решения новых проблем);
-
быть
коммуникабельными, контактными в
различных социальных группах, уметь
работать сообща в различных областях, в
различных ситуациях, предотвращая или
умело выходя из любых конфликтных
ситуаций;
-
самостоятельно
работать над развитием собственной
нравственности, интеллекта, культурного
уровня.
Одним из основных
направлений развития дистанционного
обучения на Западе является подготовка
специалистов-предпринимателей. Этот
вопрос актуален и для Украины. На данном
этапе не все потенциальные студенты-предприниматели
имеют возможность, средства и
необходимость в получении образования -
академического (4-6 лет) и второго (2-3 года).
Часть взрослого
населения и молодежи, особенно те, кто
начинает свой бизнес или работает в
действующих комерческих структурах, имеют
необходимость приобрести новые навыки и
умения, не покидая рабочего места, чтобы
стать конкурентноспособными как в
предпринимательстве, так и на рынке труда.
Эта категория населения Украины не
планирует долгосрочного обучения. Также
не планируют длительного обучения часть
действующих предпринимателей, которым
необходимы вполне конкретные точные
знания, особенно с практическими
приложениями. В связи с этим намечается
несколько потенциальных групп, которых не
устраивает действующая академическая
система образования. Этим группам группам
необходим не столько диплом, сколько
практические знания и навыки. В этом
случае возможность решения проблемы лежит
в развивающейся на данном этапе системе
дистанционного обучения, которая
предполагает получение знаний за короткий
срок, что вполне устраивает данную группу
населения, постоянное обновление и
модификацию информации и практические
навыки.
Система
дистанционного образования может
состоять из следующих компонентов:
-
Дистанционный
курс должен быть краткосрочным, его
термин может составлять 2-4 месяца.
-
Теоретические
знания должны быть систематизированы,
обязательно обновляться и иметь
практическое применение.
-
Курс должен
включать практические задания для
отработки полученных знаний.
Таким образом,
навыки, получаемые студентами в
результате такого дистанционного
обучения будут:
-
самыми
современными из-за присутствия
практической структуры поддержки
бизнеса;
-
грамотно
разработанными в части теоретических
знаний и правильно преподнесенными в
качестве педагогического аспекта при
наличии академической структуры, в роли
которой могут выступать высшие и
среднеспециальные учебные заведения.
Для создания
всеукраинской системы подготовки
предпринимателей необходимы усилия
многих университетов и специалистов.
Большой опыт в этом направлении накоплен в
Национальном Техническом Университете
"Харьковский политехнический институт".
В университете на протяжении многих лет
работает внутривузовская система
повышения квалификации по использованию
информационных технологий в учебном
процессе. С появлением в 1997 году
Проблемной лаборатории дистанционного
обучения (ПЛДО) эта система повышения
квалификации стала носить межвузовский
характер, т.к. появилась возможность
работать со специалистами украинских
учебных заведений. В эту систему входит
техническое обеспечение (НТУ "ХПИ" -
крупнейший образовательный Интернет
центр в Украине), методическое обеспечение
(разработаны учебные программы,
подготовлены учебные пособия для
преподавателей, учебные материалы
размещены на сайте университета) и
организационное обеспечение (списки
рассылки, семинары, мастерские,
конференции, дистанционные занятия).
В настоящее время
можно выделить три типа дистанционных
курсов:
-
Размещение
текстов курса в Интернет и обеспечение
поддержки (ответы на возникающие
вопросы);
-
Расширенная
модель, в которой 50% составляет
самостоятельная работа студента и 50 % -
выполнение упражнений и участие в
дискуссиях;
-
Интерактивная
модель, которая предполагает
динамическое содержание с учетом
потребностей студентов и совместную
деятельность.
Наилучшим
вариантом является именно третий вариант,
где обучение совмещается с
самостоятельной деятельностью и
выполнением обучающих упражнений, что
наиболее важно для того контингента
населения, который заинтересован в
эффективном обучении.
Дистанционное
обучение, которое обслуживает категорию
слушателей по бизнес-образованию
позволяет получить наиболее
содержательную профессиональную
подготовку. Именно поэтому, переход к
рыночным условия предполагает, чтобы
система переподготовки
предпринимательских кадров базировалась
на таких рыночных принципах: качество,
экономичность, мобильность,
конкурентноспособность, свобода выбора,
открытость, возможность творчества и
самосовершенствования. Реализация этих
принципов возможна с помощью
дистанционного обучения.