УДК 371.3, 681.3
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ В ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСАХ
Бутко Т.В., Твердохлебова Н.Е., Рыбалко Е.В., Молодых А.С.
Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт», Проблемная лаборатория дистанционного обучения
Отличие дистанционного обучения от традиционного в основном состоит в его цели: формировании личности творческой и способной к саморазвитию в процессе деятельности. Поэтому в содержание дистанционного курса должны быть заложены необходимые компоненты: информация, деятельность по ее переработке и по ее использованию. Все эти виды деятельности предусматривают общение с информацией, с организационным аппаратом, с субъектом деятельности в процессе обучения, которое само по себе является взаимодействием с информацией непосредственно и в процессе межличностного общения.
В современной системе образования происходит переориентация учебно-воспитательного процесса с традиционного обучения, характерной чертой которого являлась «энциклопедичность» содержания, на принципиально новое, обеспечивающее способность учащегося приобретать, усваивать и применять полученные знания. Дистанционное обучение, безусловно, как и всякое обучение, представляет собой обмен информацией в общении, но в основном оно представляет собой обмен, осуществляемый непосредственно через информацию. Поэтому к организации информации предъявляются особые требования.
Педагогическое творчество в процессе общения должно включать смоделированные ситуации познавательной деятельности и педагогическую импровизацию, которая может быть как запроектированной в дистанционном курсе, так и запланированной преподавателем в том случае, когда она наиболее отвечает сложившейся учебной ситуации.
Общение студента в дистанционном курсе может иметь следующие формы:
Общение с преподавателем. Роль преподавателя очень важна, ведь он должен помочь студенту поверить в свои силы и возможности, понять цели и задачи обучения. В таком случае оно становится более мотивированным.
Общение с одногруппниками
при выполнении групповых задач, участии в ситуационных и деловых играх.
Дискуссионный форум как формой взаимодействия, которая построена на многообразии точек зрения студентов относительно конкретной проблемы.
Обучение в сотрудничестве как модель использования малых групп обучаемых. Учебные задачи структурируются таким образом, что все члены группы оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми, но при этом достаточно самостоятельными в овладении учебным материалом и решении задач.
Отчет и домашние задания. Студент должен уметь изложить то, что он изучал, исследовать существующую собственную систему знаний, умений и навыков, которая будет изменяться и усовершенствоваться на каждом этапе обучения.
В основе обучения в дистанционном курсе лежит связь между преподавателем и обучаемым, а также между обучаемыми. Средством ее осуществления выступает вопросно-ответная информация.